Дисклеймер:
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.
Уровень душевного состояния и поведения ребёнка является своеобразным показателем атмосферы семьи, затем и общества в целом. Сравнение развития детей в благотворной обстановке, и детей получивших воспитание в неблагополучной среде, в детских домах и приютах говорит о наличии задержки развития детских способностей. Чем хуже условия жизни ребёнка, тем большее он имеет отклонение от норм поведения. Нахождение детей в подобных условиях приводит к отставанию в следующих этапах развития:
- умение сидеть, передвигаться, ходить;
- овладение родным языком.
- IQ (способность к познанию, совокупность всех познавательных способностей);
Также наблюдается запаздывание в развитии моторики, развитии речи, в овладении социальными навыками и эмоциональными проявлениями. Исследования показывают, что, даже будучи усыновлёнными, у подопечных наблюдается некоторое замедление в достижении зрелости. Но те, кто продолжают оставаться в интернатах, обнаруживают замедленное развитие психосоциальных аспектов на протяжении всей жизни.
Примеры неблагополучных семей
1. Жизнь с алкоголиком. Семья, где употребляют алкоголь, погружается в собственный мир, где царит хаос, размытость нравственных границ и устоев. Дети становятся сиротами при живых родителях. У детей формируются следующие особенности взросления:
- отсутствие детства, родители не предоставляют возможности быть детьми из-за конфликтов, поиска денег и пропитания;
- на детей падает ответственность за родителей;
- отсутствие доверия к людям, убеждение в небезопасности мира.
Формируется новая личность в обществе, которой присуще неумение общаться в социуме, с дальнейшим втягиванием в компании с пристрастием к алкоголю и наркотикам.
2. Возрастание в криминально-аморальных семьях непосредственно влияет на отклоняющееся поведение (девиантное) и гарантирует риск вовлечения в криминальные структуры. Пребывание в подобных условиях грозит нарушением психическому здоровью (явная или скрытая психопатия) и выработке антисоциального поведения — противоправному и преступному.
Последствия необоснованной грубости и жестокости в отношении детей как губительные плевелы всеваются в душу и искажают пути возможного влияния для благоприятной адаптации в социуме. Они приносят злые плоды в виде фобий, психических отклонений и расстройств. Агрессия и напор, склонность к силовому решению возникающих проблем становятся атрибутами поведения подрастающей личности. Накапливая опыт в таком виде, ребёнок, повзрослев, демонстрирует полученные навыки, копируя своих учителей, иногда превосходя их в насилии и поражая своей жестокостью.
Семьи с постоянными конфликтами и несостоятельной педагогикой оказывают, десоциализирующее влияние. За счёт ненормальных психо-моральных отношений в семье и ошибок в воспитании утрачивается уважение к семейным устоям и самим родителям. Ребёнок ищет других авторитетов в иных институтах, которые ниже по возможностям влияния на становление подрастающего индивида.
Псевдопедагогические процессы практикуются и в семьях с высоким статусом, успешной карьерой родителей и материальной обеспеченностью, негативно формируя при этом младших её членов.
Искажённые стили отношений между родителями и детьми:
1. Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не обращают никакого внимания на проступки своих детей, не делают замечаний с целью исправления, при этом, характеризуя подобное поведение «дети как у всех, все были такие». Демонстрируя агрессию тем, кто пытается урезонить хулигана: «Вы наговариваете на него». В результате дети теряют контуры очертания морали, понятия становятся расплывчатыми. Ложь и жестокость занимают свою нишу, воспитательный процесс уподобляется общению глухого с немым.
2. Демонстративный стиль, при котором, особенно, со стороны недалёкой матери для окружающих необоснованно рисуется портрет сына, с заведомо преувеличенной агрессией. Сгущаются тёмные краски и, на поверхности получается образ опасного бандита. В таком случае ребёнок утрачивает стыдливость, исчезает необходимость раскаяния за свои проступки, нарастает агрессия к старшим, родителям.
3. Педагогично-подозрительный, когда родители контролируют каждый шаг своего ребёнка, сублимируют его интересы, определяя круг друзей, навязывают собственные оценки, сужая рамки свободы...переходящим в иных случаях в ...жёстко-авторитарный, сопровождающийся телесными наказаниями. Подобный тоталитаризм селекционирует детей с выраженной жестокостью, склонностью к обиде слабых и беззащитных.
4. Отстранённо-равнодушный связан со вторым браком матери, которая переносит всю свою заботу на вторую половину, тяготится детьми от первого брака. В такой обстановке дети испытывают ненужность и отчуждённость, избегают новой семьи, болезненно воспринимают предательство матери.
5. Долгожданный ребёнок невольно становится «кумиром семьи», которому всё позволено и для которого не может быть никаких ограничений. Такой ребёнок становится крайне эгоцентричным. Родители первыми вкушают горькие плоды от своего чада.
6. Непоследовательный стиль, характеризующийся неумением матери выстроить постепенную воспитательную линию. Часто общение сопровождается перепадами от слёз и желений до ругани с агрессией. Это формирует неуправляемость с неуважением к старшим.
Т.о. негативные последствия неблагополучия в семье влияют не только на человека, вступающего в жизнь, но и на общество в целом. Т.е. внутренняя проблема трансформируется в проблему социальную.