Влияние неблагополучной семьи на ребенка

Влияние неблагополучной семьи на ребенка

Уровень душевного состояния и поведения ребёнка является своеобразным показателем атмосферы семьи, затем и общества в целом. Сравнение развития детей в благотворной обстановке, и детей получивших воспитание в неблагополучной среде, в детских домах и приютах говорит о наличии задержки развития детских способностей. Чем хуже условия жизни ребёнка, тем большее он имеет отклонение от норм поведения. Нахождение детей в подобных условиях приводит к отставанию в следующих этапах развития:

  • умение сидеть, передвигаться, ходить;
  •  овладение родным языком.
  • IQ (способность к познанию, совокупность всех познавательных способностей);

Также наблюдается запаздывание в развитии моторики, развитии речи, в овладении социальными навыками и эмоциональными проявлениями. Исследования показывают, что, даже будучи усыновлёнными, у подопечных наблюдается некоторое замедление в достижении зрелости. Но те, кто продолжают оставаться в интернатах, обнаруживают замедленное развитие психосоциальных аспектов на протяжении всей жизни.

Примеры неблагополучных семей

Жизнь с алкоголиком

Семья, где употребляют алкоголь, погружается в собственный мир, где царит хаос, размытость нравственных границ и устоев. Дети становятся сиротами при живых родителях. У детей формируются следующие особенности взросления:

  • отсутствие детства, родители не предоставляют возможности быть детьми из-за конфликтов, поиска денег и пропитания;
  • на детей падает ответственность за родителей;
  • отсутствие доверия к людям, убеждение в небезопасности мира.

Формируется новая личность в обществе, которой присуще неумение общаться в социуме, с дальнейшим втягиванием в компании с пристрастием к алкоголю и наркотикам.

2. Возрастание в криминально-аморальных семьях непосредственно влияет на отклоняющееся поведение (девиантное) и гарантирует риск вовлечения в криминальные структуры. Пребывание в подобных условиях грозит нарушением психическому здоровью (явная или скрытая психопатия) и выработке антисоциального поведения — противоправному и преступному.

Последствия необоснованной грубости и жестокости в отношении детей как губительные плевелы всеваются в душу и искажают пути возможного влияния для благоприятной адаптации в социуме. Они приносят злые плоды в виде фобий, психических отклонений и расстройств. Агрессия и напор, склонность к силовому решению возникающих проблем становятся атрибутами поведения подрастающей личности. Накапливая опыт в таком виде, ребёнок, повзрослев, демонстрирует полученные навыки, копируя своих учителей, иногда превосходя их в насилии и поражая своей жестокостью.

Семьи с постоянными конфликтами и несостоятельной педагогикой оказывают, десоциализирующее влияние. За счёт ненормальных психо-моральных отношений в семье и ошибок в воспитании утрачивается уважение к семейным устоям и самим родителям. Ребёнок ищет других авторитетов в иных институтах, которые ниже по возможностям влияния на становление подрастающего индивида.

Псевдопедагогические процессы практикуются и в семьях с высоким статусом, успешной карьерой родителей и материальной обеспеченностью, негативно формируя при этом младших её членов.

Искажённые стили отношений между родителями и детьми:

1 Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не обращают никакого внимания на проступки своих детей, не делают замечаний с целью исправления, при этом, характеризуя подобное поведение «дети как у всех, все были такие». Демонстрируя агрессию тем, кто пытается урезонить хулигана: «Вы наговариваете на него». В результате дети теряют контуры очертания морали, понятия становятся расплывчатыми. Ложь и жестокость занимают свою нишу, воспитательный процесс уподобляется общению глухого с немым.

2 Демонстративный стиль, при котором, особенно, со стороны недалёкой матери для окружающих необоснованно рисуется портрет сына, с заведомо преувеличенной агрессией. Сгущаются тёмные краски и, на поверхности получается образ опасного бандита. В таком случае ребёнок утрачивает стыдливость, исчезает необходимость раскаяния за свои проступки, нарастает агрессия к старшим, родителям.

3 Педагогично-подозрительный, когда родители контролируют каждый шаг своего ребёнка, сублимируют его интересы, определяя круг друзей, навязывают собственные оценки, сужая рамки свободы…переходящим в иных случаях в …жёстко-авторитарный, сопровождающийся телесными наказаниями. Подобный тоталитаризм селекционирует детей с выраженной жестокостью, склонностью к обиде слабых и беззащитных.

4 Отстранённо-равнодушный связан со вторым браком матери, которая переносит всю свою заботу на вторую половину, тяготится детьми от первого брака. В такой обстановке дети испытывают ненужность и отчуждённость, избегают новой семьи, болезненно воспринимают предательство матери.

5 Долгожданный ребёнок невольно становится «кумиром семьи», которому всё позволено и для которого не может быть никаких ограничений. Такой ребёнок становится крайне эгоцентричным. Родители первыми вкушают горькие плоды от своего чада.

6 Непоследовательный стиль, характеризующийся неумением матери выстроить постепенную воспитательную линию. Часто общение сопровождается перепадами от слёз и желений до ругани с агрессией. Это формирует неуправляемость с неуважением к старшим.

Т.о. негативные последствия неблагополучия в семье влияют не только на человека, вступающего в жизнь, но и на общество в целом. Т.е. внутренняя проблема трансформируется в проблему социальную.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *